Большая часть разработчиков вечного двигателя (далее — ВД) пыталось использовать имеющиеся в природе постоянно действующие силы — силу тяжести, магнетизм, давление жидкости и тому подобные, подменивая, таким образом, понятие «вечно действующей силы» понятием «вечная работа». Сила тяжести наиболее часто утилизируется в проектах ВД (такого рода двигатели издавна получили название механического вечного двигателя — perpetuum mobile mechanicum).
Так, например, ртуть, налитая в замкнутую стеклянную трубку и находящаяся в определенном положении, своей тяжестью поворачивает прибор на четверть оборота около оси и приподнимает другую трубку до ее горизонтального положения пока находящаяся в ней ртуть не перельется налево, в то положение, которое занимала ртуть в первой трубке, и так далее; этот процесс должен повторяться, по мнению изобретателя этого ВД, без конца.
Другой пример, где ртуть заменена металлическими шариками, а также прибор, работающий под действием тяжести воды. Этот ВД был предложен в 1790 году Гейне (Лифляндия). Во всех этих приборах некоторая тяжесть (ртуть, шарик, вода) совершает замкнутый путь: на одной половине она поднимается из наинизшего в наивысшее положение, а на другой половине опускается.
Между тем, как известно, поднятие тела требует затраты работы, равной произведению высоты поднятия на вес поднимаемого тела и независящей от формы пути, а опускающаяся тяжесть возвращает потраченную на нее работу в том же точно количестве, которое было затрачено, и потому выигрыша в работе нет. Никакой работы (например, поднятия дополнительного груза) машина совершать не может, если у нее нет запаса дополнительной энергии. Мы рекомендуем вам сканирование слайдов.
Таким запасом могла бы явиться кинетическая энергия, которой присуща каждому движущемуся телу. Один раз запущенная в движение, каждая из вышеописанных машин могла бы вращаться тем дольше, чем меньше работы идет на трение и на преодоление внешних сил (например, на поднятие дополнительного груза). Движение, таким образом, продолжается до полного истощения запаса кинетической энергии.
Попытки использовать магнитную силу для ВД также делались весьма часто. Наиболее известный тип такого двигателя: металлический шар силой магнита катится вверх по наклонной доске, но попадает в отверстие, падает в желобок и, скатываясь по нему, снова попадает на доску, откуда притягивается магнитом, и так далее. Однако, такой ВД не может двигаться вечно: фактически невозможно регулировать силу магнита так, чтобы он давал шарику проваливаться и в то же время в надлежащие моменты его притягивал.
Но если даже представить себе, что это будет осуществлено, на пути шарика все же неизбежно будут точки, в которых равнодействующая сила тяжести и сила магнита равна нулю. Сила инерции, действующая в этих точках, будет парализоваться трением, поэтому шарик будет постепенно замедлять свое движение, пока не остановится (такого рода ВД относится к так называемым «двигателям второго рода»).