Кинопромышленность стала оформляться как отрасль в конце позапрошлого – начале прошлого века. Практически с самого начала многие кинодеятели делали попытки создать на экране трехмерное изображение. Ряд изобретений вылился вскоре в появление новой технологии – стереоскопического кинематографа. Согласно патенту, полученному британцем Уильямом Фризом-Грином, стереокино предполагало проецирование пленки на два экрана. Полноценная же иллюзия объема достигалась при помощи специального прибора, стереоскопа, через который предполагалось такие фильмы смотреть.
До сих пор не утихают споры о том, какой стереофильм имеет право называться «первым в истории». Но чаще всего в качестве примера приводят знаменитое «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» братьев Люмьер, на показах которого некоторые, особо впечатлительные, зрители при виде надвигающегося состава в панике покидали кинозал.
«Жуткий» кадр из картины братьев Люмьер
Первым коммерческим кинофильмом в 3D официально признана лента «Сила любви» Нэта Деверича, выпущенная в Америке в 1922 году. Именно тогда, сами того не ведая, кинозрители познакомились с «анаглифом». Речь, само собой, шла о специальных очках для просмотра с линзами разного цвета. Секрет трехмерности изображения заключался в раздельном цветовом кодировании картинки для правого и левого глаза. Чаще всего это был красный и голубой, ибо их комбинация создавала меньше всего помех при совмещении изображений (так называемый «эффект ореолов»). Увы, «Сила любви» не сумела пробиться в широкий прокат, а впоследствии пленка с фильмом была утеряна. Интересует строительство домов под ключ?
Первые неудачи не могли удержать киношников от страсти к экспериментам. В конце 1922 года некие Лоуренс Хаммонд (инженер, изобретатель электрооргана) и Уильям Ф. Кэссиди представили свою систему Teleview. Принцип работы их технологии разительно отличился от анаглифа, так как вообще не был связан с игрой цветами, а основывался на ускоренном чередовании кадров с двух разных кинопленок. Зрителю предлагалось самостоятельно управлять «открытием/закрытием» экрана. Разумеется, столь громоздкое и неудобное для аудитории новшество не прижилось, а для самой системы Teleview за ее короткую историю существования сняли всего один фильм.
Первые опыты со стереокинематографом
Эксперименты с 3D продолжались и дальше, но высокая себестоимость сего развлечения и периодические экономические коллапсы постоянно мешали развиваться данному направлению в кинематографе. Единственным светлым пятном в истории развития 3D-технологий во времена Великой депрессии в США стало появление системы Audioscopiks, в основе которой лежало производство анаглифной кинопленки. В 1936 году одна из короткометражек, снятых по данной системе, даже была номинирована на премию «Оскар» как работа, способствующая техническому прогрессу в киноиндустрии.
Многообещающим также был вклад, сделанный в стереокинематограф профессором Гарварда Эдвином Х. Лэндом. Его опыты с поляризацией стали фундаментом для образования всемирно известной компании Polaroid. Разумеется, Лэнд понимал, что его поляризационные пленки можно применять и в индустрии развлечений. Свойства его изобретения были таковы, что в зависимости от напыления пластина могла либо отражать, либо поглощать свет. Правда, серийное внедрение новой технологии потребовало бы на начальном этапе огромных капиталовложений для создания новых устройств по синхронизации изображений и новых экранов с серебряным покрытием, способных эффективно отражать свет кинопроектора. Лишь единицы кинотеатров могли позволить себе такую роскошь.
Трехмерный кадр из черно-белого фильма
Несмотря на то что стереоскопические фильмы печатались на красно-зеленой или красно-голубой пленке, они по-прежнему оставались черно-белыми. Прорыв случился лишь в 1952 году, когда на экраны Америки вышел первый цветной 3D-фильм под названием «Дьявол Бвана». Картина снималась по технологии Natural Vision, изобретенной Милтоном Гунцбергом, с применением поляризационных фильтров Лэнда. Именно эти фильтры будут играть ведущую роль в развитии 3D-технологий того периода.
Многие считают пятидесятые годы прошлого века первой «Золотой эрой 3D». Благодаря послевоенной оттепели и экономическому росту как зрители, так и владельцы кинотеатров были готовы вкладывать деньги в новый вид зрелищного кино. Популяризация 3D-очков параллельно происходила благодаря появлению множества бумажных стереокомиксов, для просмотра которых в комплекте шли анаглифные картонные очки. Даже сегодня некоторые комиксы выходят в таком формате.
«Дьявол Бвана» стал лишь первым в череде множества трехмерных проектов, вышедших за ближайшее десятилетие. Вслед за ним на студии Warner в 1953 году был выпущен чрезвычайно популярный ужастик «Музей восковых фигур», который к тому же демонстрировался со стереозвуком. Тогда же, в пятидесятых годах, к производству стереофильмов подключился и Дисней, снявший пару мультипликационных объемных короткометражек.
Но, несмотря на все инновации, зритель вскоре опять потерял интерес к 3D. Во-первых, из-за ограниченности в жанрах (трехмерными чаще всего снимались ужастики и триллеры), во-вторых, по чисто техническим причинам. 3D-проекторы были вынуждены крутить сразу две бобины в жесткой синхронизации, иначе картинка начинала «плыть», усиливая напряжение глаз и вызывая головную боль у публики. Посему проектор должен был всегда находиться в идеальном состоянии. Да и стоимость производства подобных лент, разумеется, была высока.
К началу шестидесятых формат 3D фактически исчерпал свои возможности, но находились оптимисты, по-прежнему веровавшие в его радужные перспективы. Канадский фильм ужасов «Маска» (1961) был одним из самых известных и необычных проектов того периода. Большая часть фильма демонстрировалась в обычном, «плоском», варианте, тогда как объем появлялся лишь в сценах, где герой надевал проклятую маску. В эти моменты зрителям рекомендовали надевать анаглифные очки.