Ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте является предметно-манипулятивная игра. Проще говоря, ребенок знакомиться с различными объектами в пространстве и зачастую в свойственной ему манере: потрогать, попробовать на вкус и, в некоторых случаях, «шмякнуть» об пол. Обычно это нормально, когда объект является игрушкой, но это может быть проблемой, когда это робот.
В сети полно примеров с детьми, избивающими роботов, и кажется, что это неизбежность, когда дети (или даже некоторые взрослые) впервые встречаются с роботом: они хотят увидеть, что он может сделать и как он реагирует на те или иные действия, и это может привести к некоторому разочарованию, если ответная реакция робота отличается от реакции живого существа. То есть, иногда дети оскорбительны по отношению к роботам, особенно когда нет никаких последствий от того, что они делают.
На международной конференции ACM/IEEE по взаимодействию роботов-людей (HRI), которая прошла в Чикаго на прошлой неделе, исследователи из Naver Labs, KAIST и Сеульского Национального университета в Южной Корее представили робота под названием Shelly, который предназначен для обучения детей тому, как не стоит вести себя с роботами. Идея в том, чтобы уменьшить или устранить агрессивное поведение при взаимодействии с устройством. Shelly имеет форму черепахи, с которой весело играть, но только если вы не ударили ее, от чего она прячется внутри своей раковины, пока не станет безопасно выйти снова.
Shelly конструирован для взаимодействия с 5-7 детьми одновременно. Верхняя часть выполнена в форме панциря со светодиодной подсветкой и датчиками вибрации, которые могут обнаружить касания и удары. Тело Shelly состоит из милой маленькой головы и четырех конечностей, которые могут быть убраны внутрь панциря. Используя свои диоды и конечности, Shelly проявляет различные эмоции: счастье, хмурость, сердитость и испуганность. Испуганное поведение срабатывает, когда ребенок бьет, пинает или поднимает робота, и когда это происходит, Shelly прячется внутрь своей оболочки и остается там в течение 14 секунд.
Прежде чем играть с Shelly, детям говорят, что если они злоупотребляют роботом, он испугается и спрячется. Результаты показали, что техника укрытия Shelly смогла значительно уменьшить жестокое поведение детей по сравнению с тем, как они действовали, когда робот вообще не скрывался. Когда они попытались уменьшить длину скрытия с 14 секунд до 7, злоупотребление фактически увеличилось, потому что само поведение скрытия рассматривалось как вознаграждение. А более длинное укрытие длиной в 28 секунд заставило малышей заскучать и уйти. Также интересно, что в группах дети взаимно сдерживают неадекватное поведение.